Черты китайского менталитета - Онлайн-газета "Новости Екатеринбурга"
Trending Tags

Черты китайского менталитета

Важнейшее качество китайского менталитета состоит в том, что китаец везде и всегда остается китайцем («хань»). Китайцы — это величайший этнический монолит на Земле, где «хань» составляют до 95% населения страны. У современных китайцев доминирует одна (2-я) группа крови, и генетически от большинства кровосмешений других этносов с китайским получается, как правило, китаец. Этнические и характерные культурные черты китайцев (достаточно обратить внимание на их сложнейший язык и иероглифическое письмо)[1] своеобразны и очень устойчивы. Вне Родины китайцы также традиционно живут большой семьей, общиной, кланом или сохраняют теснейшие связи. Китаец может достичь значительных успехов и за рубежом, но он обычно не теряет связи с Родиной и всегда готов для нее сделать все возможное и мечтает вернуться к родным очагам. У многих китайцев подспудно выражено некое чувство природного преимущества по отношению к иностранцам или снисхождения к ним в целом. Китайцы осознают, что они являются одним из древнейших этносов (народ, нация, цивилизация) на планете. Им принадлежит честь многих выдающихся открытий. У них соответствующие исторические представления о роли Китая в мире. Каждый китаец ощущает, что за ним «стоит» еще миллиард этнических братьев.

Само название Китая («Чжун го») означает «срединное государство». Это смысловое понятие отражает традицию представлений китайцев о самих себе именно как о «срединном царстве», т.е. о центре цивилизованного мира.[2] Даже сама картинка иероглифа «чжун» означает центр, середину и сразу «подтягивает» мысль именно к этому смыслу.

Соответственно, другие государства в китайской традиции находятся как бы по краям от Китая, над которым светит солнце, находящее в зените. Отсюда «Страна крайнего Юга» — Вьетнам; «Страна восходящего

солнца» — Япония; «Страна заходящей предрассветной Луны» — Монголия

и др. Еще дальше от «Чжун го» находятся страны Европы и Америки: «Государство логики закона» — Франция; «Прекрасное государство» (для эмигрантов) — США, «Государство неожиданностей» (затягивания и мгновенных перемен) — Россия и др.

Со времен Конфуция китайская империя носила название Поднебесной; днем она находилась прямо под солнцем, в другое время — ориентировалась на яркую Полярную звезду — точку схода мирового круговорога и небесный знак державной власти. Многие города и здания в Китае сориентированы по линии именно с юга на север. И прежде всего родовая усадьба-мемориал Конфуция — «Учителя Поднебесного мира», в котором основные постройки располагаются одна за другой вдоль центральной оси храмового комплекса в направлении с юга на север. И чем дальше на север, тем величественнее здания и выше местность, хотя здания имеют одинаковую высоту, ведь небо повсюду одинаково удалено от Земли.’ Точно так же спроектирован и Императорский ансамбль — Дворец Гугун в Пекине (около 10 тыс. помещений), в котором на протяжении 500 лет жили и царствовали китайские императоры.[3] [4] Императорский дворец считался абсолютным поднебесным центром. Рассматриваемая традиция не могла не запечатлеться в памяти поколений, подробнее https://expert.ru/2016/12/8/osobennosti-kitajskogo-mentaliteta/

У китайцев есть и другие психологические и культурные особенности восприятия картины мира. Хорошо известно, что китайцы живут по 60-летнему цикличному восточному календарю (двенадцать лет по пять циклов и (или) срок жизни трех поколений (по 20 лет)). Они также используют на базе изобретенной ими же десятичной системы исчисления тринитарную логику («исключенного третьего»). Отсюда некоторые особенности «китайского мышления» состоят в нахождении и привлечении «третьей силы» при явном противоборстве двух сторон. Отсюда же то, что не было сказано, может оказаться основным смыслом в китайском ответе, которого как бы нет. Древняя китайская максима гласит: «Кто знает — молчит, а кто не знает — говорит». Важным у китайцев следует считать то, что не высказано.

Существенная особенность психологии китайцев, как и многих других представителей восточных культур, — это понимание важности осознания «лица», или, иначе — острого чувства собственного достоинства, как и достоинства других. «Лицо» — это глубоко личное, душевное восприятие своего достоинства, положения и статуса, которое отражается, преломляется и постоянно оценивается в отношениях с другими людьми. Соответственно, в любой ситуации и любых взаимоотношениях с иными членами общества необходимо «сохранять лицо», а его «потеря» является недопустимой в глазах китайцев. «Лицо» китайца держится на добродетелях сердца: гуманности, справедливости, долженствовании, ответственности, мудрости и верности.

Суть добродетели для китайцев так же, как и для японцев, состоит в том, чтобы делать скорее то, что правильно, а не то, что логично. В этом же состоит и приверженность китайцев к традиции. Ритуал уважения для китайцев в известном смысле предпочтительнее рационального поиска истины. С максимой «сохранения лица» связана и такая особенность китайцев, как склонность к безличному характеру дискуссий, переговоров, «отведению глаз», непроницаемость и т.п. Поскольку у китайцев главной ценностью и образцом правильного поведения считается большая семья (вся совокупность родственников), постольку обходительность и стремление к достижению консенсуса выступают их ведущей социальной ценностью.

Характерная особенность психологии и этики Китая —это чувство и принцип иерархии, которые упорядочивают положение китайца (его «лица») по отношению к другим членам конфуцианского общества, образуют семейные и клановые связи («гуанси»). Эти связи также подчиняются возрастным отношениям — особым уважением к старшим лицам. Данная система связей весьма прочна и устойчива, она отличает Китай, как и некоторые другие восточные общества. Причем в этой системе ее члены ответственны друг перед другом не столько юридически, сколько морально (прежде всего по родственной линии), что делает указанные связи еще более прочными. По сути, речь идет о клановой ответственности как внутри, так и вне клана. Чувство иерархии очень развито у китайцев с незапамятных времен. Осознание социального и иного неравенства положения тех или иных лиц является важным фактором, исторически обеспечивающим стабильность общества. В силу этого в китайское общество с определенными сложностями входят западные понятия «равенства прав и обязанностей человека» и т.п. У китайца всегда на ведущее место выдвигается ритуал.1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Преимущества и виды промокодов
Next post Как увеличить эффективность скидок: 7 простых приёмов